d_popovskiy (d_popovskiy) wrote,
d_popovskiy
d_popovskiy

Categories:

Калужская область. Село Спас. Спасо-Преображенский Воротынский монастырь (Спас-на-Угре)



Спасо-Преображенский Воротынский монастырь, также известный как Спас-на-Угре - действующий женский монастырь, расположенный в селе Спас в том месте, где р. Угра впадает в р. Оку. На территории монастыря находятся два каменных шатровых храма, построенных в XVI-XVII веках. Ансамбль монастыря является объектом культурного наследия федерального значения.

Монастырь был основан на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в конце XV-начале XVI вв. вскоре после Великого Стояния на реке Угре. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор. Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. Монастырские постройки в основном были деревянными. Исключение составляли три каменных строения: собор в честь Преображения Господня, церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. В 1764 г. монастырь был упразднен в связи с секуляризационной реформой Екатерины II, храмы стали приходскими. Уже к началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были  утрачены.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в начале ХХ века. Источник: сайт монастыря


В 30-е гг. XX века оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в. В 1960 году вышло постановление Совета Министров РСФСР "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР", согласно которому ансамбль Спасо-Преображенского Воротынского монастыря ставился на государственную охрану. Впрочем это мало повлияло на общее состояние храмов. Здания продолжали ветшать.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 1965-1970 гг. Источник: PastVu


Фактически в 1990 году храмы пребывали в руинированном состоянии, что видно на соответствующей фотографии.


Храмы Спасо-Преображенского монастыря в 1990 г. Источник: Соборы.ру


За последующие десять лет никаких позитивных подвижек в вопросе реставрации зданий не случилось. Возрождение монастыря и реставрация храмов начались в начале XXI века.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2000 году. Источник: сайт монастыря


Состояние зданий до начала реставрационных работ было плохим. В шатре Преображенской церкви была пробоина, по сводам шли трещины. У Введенского храма не было кровли, из-за чего своды трапезной разрушились, а по стенам поползли разломы. В стене первого этажа в советские годы пробили проём для проезда автомобилей. Оба храма почти на метр вросли в землю, из-за чего исказились их пропорции.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2004 г. Источник: Соборы.ру


Проект реставрации храмов был разработан московским реставратором В. Н. Шараповым с группой архитекторов. Спасательные работы велись под руководством Д. Аксенова.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2006 г. Источник: Соборы.ру


В 2007 году монастырь был возрождён как женский — в качестве скита Калужского Казанского монастыря.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2008 г. Источник: Соборы.ру


Реставрация храмов заняла несколько лет. Помимо этого были выстроены новые монастырские постройки, в том числе жилой корпус для сестер.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2009 г. Источник: Соборы.ру


В настоящее время на территории монастыря расположены собор в честь Преображения Господня (1), церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы (2), сестринский корпус (3), кельи (4), церковная лавка (5), некрополь (8), смотровая площадка (9), хозяйственная постройка (11) и гостиница для паломников (14). Территория обнесена оградой (7) со Святыми воротами (6) и хозяйственными воротами (13). Выполнено благоустройство: устроены декоративные каменные стенки (10), разбиты цветники (12).


Источник: Соборы.ру


Как отмечалось выше, Спасо-Преображенский Воротынский монастырь расположен в селе Спас. Само село очень небольшое, его постоянное население в 2010 году составляло 32 человека.




Со смотровой площадки монастыря открывается вид на берега Оки. Чуть дальше виден железнодорожный мост в устье реки Угры.




Сразу при входе на территорию монастыря по левую руку располагаются кельи, построенные в начале XXI века.




Вдоль дорожек размещены небольшие скульптуры. Эта композиция, например, располагается возле Спасо-Преображенского собора:




Ближе к Оке на камнях расселись две совушки:




К востоку от Спасо-Преображенского собора находится некрополь. В XIX веке архимандрит Леонид Кавелин обнаружил на кладбище бывшего Спасского монастыря надгробные плиты. После революции 1917 года кладбище было разорено. Местные жители рассказывают, что был приказ уничтожить плиты, но некто спас их, приказав закопать в землю. В 1970-х гг. известный археолог Л. А. Беляев, занимавшийся изучением надгробий, во время раскопок на месте бывшего кладбища обнаружил несколько надгробных плит и описал их. Позже, уже при восстановлении монастыря в начале XXI века, возникла необходимость снять лишний грунт возле храмов. Тогда обнаружились закопанные в землю надгробия.




Калужские археологи Г. А. Массалитина и И. В. Болдин сделали описание некоторых плит. Стилистический анализ и прочтение надписей, нанесенных на части плит, позволили установить, что самые ранние из них могут быть отнесены к концу XV - началу XVI в., наиболее поздние - к первой половине XVIII в. На протяжении нескольких лет, пока велись работы по планировке территории монастыря, надгробия продолжали попадаться в земле. Некоторые из них были целые,  много оказалось частей, из которых постепенно составились почти целые плиты.




Старейшей постройкой монастыря является собор в честь Преображения Господня, представлящий собой прекрасный образец архитектуры шатровых храмов. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогов в архитектуре других стран.




Спасо-Преображенский собор был построен в XVI веке, не ранее 1550 года.




Основной несущий объем собора –– кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. Декор фасадов лаконичен. Плоскости фасадов разделены пилястрами и увенчаны ложными закомарами - кокошниками. Центральный кокошник укрупнен по отношению к боковым. Килевидный рисунок повторяют и декоративные элементы восьмерика.




Главный вход в собор, расположенный на западном фасаде, оформлен в виде перспективного портала. Из плоскости стены игрой светотени выступает лишь верхний киль портала.




Аналогично оформлен и южный вход в Преображенский собор. Над входом разположены киот и окно без наличника.




В киот помещена икона с образом Исуса Христа.




Южный портал входа в собор и киот с иконой:




Рядом с южным порталом когда-то размещалась палатка, построенная одновременно с собором. Ее остатки обнаружены при археологических работах Л. А. Беляевым в 1970-х годах. Это была квадратная в плане, трехстенная палатка, возведенная вперевязку с южной стеной храма. Вход располагался в западной стене. Над палаткой, перекрытой коробовым сводом, помещалась маленькая главка, крытая черепицей. Почти всю небольшую площадь палатки занимал высокий кирпичный постамент, вытянутый с запада на восток. Возможно, в палатке почивали святые мощи какого-то неизвестного подвижника. Палатка предположительно была разрушена в Смутное время, когда монастырь был полностью разорен. В настоящее время место, где располагалась палатка, распознается за счет неровной кладки и разрыва тяги, отделяющей основной объем здания от цоколя.




С востока к четверику храма примыкает трехчастный алтарь.




Грани пирамиды шатра не отмечены какими бы то ни было рёбрами. Переход на восьмигранный световой барабан выполнен в виде простой перемычки.




Главка, венчающая барабан, покрыта муравлёным лемехом.





Церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы построена приблизительно между 1660 и 1725 годами. Впрочем, по косвенным признакам исследователи установили, что вероятно построена она была до 1607 года, а спустя примерно сто лет перестраивалась и переосвящалась.




Отличительная особенность храма - наличие двух небольших шатров, что является крайне редким иконографическим типом в русском зодчестве. Примечателен и тот факт, что в середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона, считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола. Например,когда в 1655 году было решено построить два придела у шатровой церкви Успения в Вешняках, то Никон повелел завершить их круглыми, а не островерхими главами. Введенская церковь в Спасо-Преображенском Воротынском монастыре, несмотря на перестройки в конце XVII - начале XVIII веков, сохранила завершение в виде двух шатров.




Изящный верх, оформленный шатрами, контрастирует с массивным низом, включающим трапезную и большой подклет. При этом объем собственно церкви представляет собой прямоугольный параллелепипед, вытянутый не по продольной, как обычно, а по поперечной оси храма.




С восточной стороны стены здания поддерживаются тремя мощными контрфорсами.




В отличие от строгой монументальности Спасо-Преображенского собора, Введенская церковь подчеркнуто нарядна. Оконные проемы обрамленны каменными наличниками, завершающимися треугольными фронтончиками.




Переход от основного объема здания к шатровому завершению осуществлен при помощи кокошников.




Шатры поставлены на восьмигранное основание, декорированное нишами, горизонтальной тягой, карнизом с дентикулами ("сухариками"), кокошниками.




Снаружи расположение шатров подчеркивает планировочные особенности храма.




Трехярусная колокольня, увенчанная шпилем, является более поздней пристройкой. Она была возведена в конце XVIII века.




В отличие от старинной части храма, колокольня оштукатурена. Второй ярус завершен треугольными фронтонами.




Во время восстановления монастыря монахини пытались звонить в старые треснувшие колокола на "импровизированной колокольне" - трубе, прикрепленной к опоре. Вскоре монастырю были подарены первые пять небольших колоколов. Со временем количество колоколов увеличивалось, и сейчас на отреставрированной колокольне имеется оборудованная звонница.




Сегодня Спасо-Преображенский Воротынский монастырь является подворьем Казанского Девичьего монастыря в г. Калуге. Храмы монастыря являются одними из старейших зданий Калужской области и редким примером шатровой храмовой архитектуры.


Tags: архитектура, калужская область, наследие, путешествия, россия, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments