d_popovskiy (d_popovskiy) wrote,
d_popovskiy
d_popovskiy

Categories:

Алтайский край. Залесово. Дом-музей реконструкции быта старожилов-старообрядцев Среднего Причумышья

123.jpg

12 ноября 2017 года в селе Залесово Алтайского края состоялась презентация Фонда сохранения традиций русского народа "Причумышье". О том, как проходила презентация, я уже писал в своем блоге. Сегодня же покажу, как выглядит дом-музей реконструкции быта старожилов-старообрядцев Среднего Причумышья. Музей был открыт в один день с презентацией Фонда и расположен в Залесове на ул. Советской, 96. Он открыт для посещений по будням с 9:00 до 17:00. Уточнить детали посещения музея можно по телефону 8-923-165-71-44. Также у Фонда "Причумышье" есть своя страница в Facebook.

Здание музея-усадьбы было построено в конце XIX века и принадлежало семье Кадниковых, одних из первых поселенцев села Залесово.

101.jpg


С точки зрения типологии постройки, дом Кадниковых - крестовой дом на подклете. Бревенчатые стены, рубленные "в обло", поставлены на бутовый фундамент.

124.jpg


Оконные проемы прямоугольной формы обрамлены наличниками с тремя типами декора. Различаются и размеры окон. Наличник небольшого окна подклета, расположенного у самой земли, имеет прямоугольную лобовую доску с профилированным сандриком. В поле лобовой доски помещен солярный знак, выполненный в технике рельефной резьбы.

102.jpg


Большая часть наличников имеет треугольное с плечиками завершение, подчеркнутое профилированным обрамлением. Надоконная доска украшена накладной пропильной резьбой растительного орнамента. Одно из окон, самое крупное по размеру и расположенное на главном фасаде, оформлено наличником с волютообразным завершением.

122.jpg


Подклет состоит из двух помещений, пол в которых расположен ниже уровня земли.

106.jpg


Традиционно подклет мог быть как жилым (предназначенным для проживания слуг, детей, дворовых служителей), так и нежилым. В последнем случае в нем могли располагаться кладовые, погреба или содержаться скот.

109.jpg


Подклет дома Кадниковых в разное время был упряжной мастерской, жильем для наемных работников, а в годы ВОВ, пристанищем для немецких переселенцев.

108.jpg


Сегодня на его стенах развешены различные предметы, необходимые для ведения хозяйства в сельской местности.

107.jpg


Над подклетом обычно располагалась горница, делившаяся на комнаты - чуланы и каморки.

110.jpg


По христианскому обычаю, войдя в дом, перед иконами совершали три поклона с молитвой мытаря, после чего говорили: "Мир дому сему". Хозяева отвечали: "С миром принимаем".

103.jpg


Крестовой дом или шестистенок - это прямоугольная в плане изба с двумя внутренними поперечными стенами, пересекающимися друг с другом под прямым углом. В итоге получалось четыре помещения. В доме Кадниковых первое помещение отведено под неотапливаемую горницу, из которых человек попадает в небольшую комнату с русской печкой. Пространство между устьем печи и противоположной стеной, где шли женские работы, называлось бабий кут.

111.jpg


Русская печь в традиционном жилище являлась важной и многофункциональной вещью. Она использовалась для обогрева дома и для приготовления пищи. Под потолком между стеной дома и печью устраивались полати - деревянные настилы-лежанки. На полатях можно было спать, так как русская печь долго сохраняла тепло.

104.jpg


Самое светлое помещение в жилище называлось соответственно светлицей. Иконы в доме размещались таким образом, чтобы человек, входящий в комнату, обращал на них внимание в первую очередь. Традиционно изба ориентировалась по сторонам света. Угол с иконами, называемый красным или передним, располагался с восточной стороны дома, в пространстве между боковой и фасадной стенами. Под иконами видна полка с богослужебными книгами.

112.jpg


Сбоку висит лестовка, предназначенная для счета молитв. Каждая часть лестовки наполнена глубоким символическим смыслом. Это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетенных между собой твердых кожаных ступенек-бобочков, в каждую из которых помещена свернутая в тугой валик бумага с Исусовой молитвой.

114.jpg


Кровати вошли в русский быт достаточно поздно. Популяризации этой мебели в России способствовал Петр I. В начале XVII века кровати были только у знати, простые крестьяне продолжали спать на лавках, полатях, сундуках. Такая ситуация сохранялась вплоть до XIX века. Иногда кровать существовала только как предмет интерьера, свидетельствовавший о достатке хозяина, в то время как спать ложились по старинке.

115.jpg


Семьи были многодетными, поэтому без люльки для младенца в доме было не обойтись.

105.jpg


На стенах дома размещались полотенца из домотканного холста - рушники. Прежде всего ими украшались красные углы с иконами, дверные и оконные проемы. На фотографии ниже рушником украшено зеркало.

121.jpg


Фотографии могли оформляться в виде своеобразных коллажей и также украшались рушниками.

113.jpg


Четвертое помещение дома-музея посвященно традиционному костюму.

117.jpg


Помимо самих костюмов здесь собраны те предметы, которые необходимы при изготовлении одежды и ткани. Например, прялки:

116.jpg


Есть несколько швейных машинок.

118.jpg


Вряд ли швейные машинки можно отнести к традиционному русскому быту. Они появились достаточно поздно. Первая швейная машина была изобретена в середине XVIII века, а в 1851 году Айзек Зингер, эмигрировавший в свое время из Германии в США, создал одну из первых бытовых швейных машинок. До революции в России наибольшую известность приобрели машины фирм "Зингер", "Виллер и Вильсон", "Вилькокс и Гиббс", "Зайдель и Науманн". "Мануфактурная компания Зингер" в 1900-1902 году построила в Подольске собственный механический завод и заслужила даже право быть "Поставщиком Двора Его Императорского Величества".

119.jpg


В 1918 году подольский завод "Компании Зингер" был национализирован большевиками и до 1923 года практически бездействовал. Когда выпуск машин возобновили, "Зингер" стали продавать сначала под маркой "Госшвеймашина", а с 1931 года - под маркой "ПМЗ".

120.jpg


Фонд музея-усадьбы пополняется из самых разных источников: от прежних хозяев дома, из семейных архивов, пожертвований местных жителей. Есть старинная домашняя утварь, найденная на местной маталлобазе. В ближайших планах - восстановление цокольного этажа, подклета и придомовых построек на территории усадьбы. Наконец, 24 апреля 2018 года в Барнауле прошло заседание круглого стола "Музей-усадьба "Причумышье". Стратегия развития регионального музея-скансена". При подводении итогов круглого стола была выражена уверенность, что между Алтайским государственным институтом культуры и музеем-усадьбой «Причумышье» установятся долгосрочные партнёрские отношения, наметятся пути сотрудничества в научно-исследовательском, культурно-туристическом и ряде других направлений.


Tags: алтайский край, интерьер, музеи, села и веси, сибирь, старообрядчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments