d_popovskiy (d_popovskiy) wrote,
d_popovskiy
d_popovskiy

Category:

Новосибирск. Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева



Знаменитую прямоугольную сетку улиц Нью-Йорка разрезает по диагонали Бродвей, который многим известен благодаря Театральному кварталу. Новосибирскую сетку улиц, деградировавшую в результате укрупнения кварталов, также разрезает своеобразный Бродвей - Октябрьская и Вокзальная магистрали. На Вокзальной магистрали не сложился Театральный квартал, но есть один театр с репутацией "любимца городской интеллигенции". Это Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева.

Вход в театр, который располагается по адресу Вокзальная магистраль, 19, притаился среди витрин гламурных бутиков, а сам театр фактически располагается в бывшем бомбоубежище.




Днем рождения театра принято считать 20 марта 1988 года, когда на сцене Новосибирского дома актеров был поставлен спектакль "Вечер французской комедии". За свою историю театр несколько раз менял названия и площадки. Одно время он располагался в здании кинотеатра "Победа". Кинотеатр еще не был реконструирован: в зрительном зале зимой шел изо рта пар, а по помещениям бегали крысы. Поэтому когда театр получил предложение переехать пусть в небольшое и подвальное, но достаточно теплое помещение, он им воспользовался.




Впрочем фактически театральная труппа стала заложником этого помещения. Оно настолько мало, что серьезным образом осложняет гастрольную деятельность театра, ограничивает доходы, что влияет на зарплату сотрудников. В итоге некоторые талантливые режиссеры и актеры начинают подрабатывать в других местах, а позже окончательно переходят в другие коллективы. С. Афанасьев даже говорит, что его театр стал кузницой кадров для "Красного факела".




Несмотря на столь тяжелые условия существования, Новосибирский городской драматический театр под руководством С. Афанасьева остается одним из самых интересных явлений в культурной жизни города. Здесь поставлено более 100 спектаклей, причем более 60 из них ставил сам С. Афанасьев. Высшая театральная премия Новосибирска "Парадиз" этому театру вручалась 12 раз, больше чем любому другому. Театр С. Афанасьева является лауреатом различных региональных, российских и международных фестивалей. Сам Сергей Николаевич многократно признавался "Лучшим режиссером сезона" на конкурсе "Парадиз", в 1994 году стал "Сибиряком года", поставил более 60 спектаклей, организовал и провел 5 фестивалей и снял два художественных полнометражных фильма.
Мне удалось побывать в театре, когда труппа находилась в отпуске, поэтому знакомство произошло с тем пространством, в котором работают талантливые люди. Это пространство - его беда, о чем я написал выше, и одновременно одна из "фишек" театра, обуславливающая особое взаимодействие актеров и зрителей.




Интерьер по сути достался в наследство от бутика, и ему уже много лет. Конечно, есть за что покритиковать интерьер, но, по правде говоря, первое, что бросается в глаза при входе в театр - его камерность, теснота и обжитость. При этом этот необычный и неоднозначный интерьер создает такой эффект андеграунда, который лишь усиливается, когда понимаешь, что зрительный зал находится в самом деле под землей.




Площадь театра настолько мала, что для бухгалтерии арендуются отдельные помещения через дорогу. И это близко - раньше бухгалтерия находилась на ул. Фрунзе. Кабинет директора также невероятно мал. Я даже не стал пробовать его сфотографировать, без широкоугольного объектива это сделать практически невозможно. Зато сфотографировал часть экспозиции в кабинете директора , в том числе награды.




Вешалка на двери:




Различные дипломы вывешены прямо в вестибюле-гардеробе. С одной стороны, зритель может оценить успех театра, с другой - банально их больше негде разместить.




Поручни в театре выполнены в виде труб. Впрочем здесь встречаются и вполне функционирующие коммуникации, так как большая часть помещений находится в подвале.




Спустившись вниз, попадаем в еще одно небольшое помещение: слева виден проход в зрительный зал, чуть правее проход в гримерку и за сцену, еще правее (уже за кадром) располагается туалет.




Колонна одета в металл:




Колокол с названием театра находится перед входом в коридор, который ведет за сцену и в гримерную.




В туалете можно полюбоваться бутовой кладкой.




Пройдем в так называемую комнату для зрителей. Помещение заменяет вестибюль и одновременно является неким клубом.




Здесь можно обсудить спектакль, сидя на полукруглых скамьях. Тут же есть полка для буккроссинга. Акцентом в интерьере является полупрозрачный сейф, куда запирают пульты от аппаратуры.




Через комнату для зрителей попадаем в костюмерную - небольшое помещение, до верху забитое различной одеждой.




Тут же стоит гладильная доска с вот таким утюгом:







Рядом с гримеркой стоят сушилки. Не знаю, используются ли они по назначению или это реквизит. Почему-то думается, что и то и другое.




Гримерная:




Шкаф в гримерной:




Попадаем в помещения за сценой театра. Здесь хранится различный реквизит. А на фотографии - как раз те коммуникации, о которых я упоминал выше.




Портрет бессменного руководителя Сергея Николаевича Афанасьева:




Вообще в этих помещениях чего только не встретишь...




Крылья и лестница:




Швейная машинка (тоже то ли реквизит, то ли инструмент для починки чего-либо):




Это уже сбоку от сцены, которая находится правее кадра, а за спиной - проход в комнатку с аппаратурой.




Не смог удержаться - на таком же "Урале", доставшемся мне от отца, я катался в детстве:




А вот как раз комнатка с аппаратурой:




Здесь много всего интересного и непонятного:




Сцена. Проемы в кирпичной стене ведут как раз к реквизиту. Слева, там где стоят finikova_malina и Александр Коротченко, также есть проемы в стене, ведущие в помещение, где находится показанный выше "Урал".




В зале всего 100 мест. Это мало настолько, что практически невозможно провести обменные гастроли (когда театры меняются своими площадками, ведь тогда не надо платить за аренду зала). Сделать зал больше невозможно из соображения пожарной безопасности, да и места в принципе нет. Используется каждый миллиметр помещений. Из-за размера зала билеты на спектакли достать не просто - лучше покупать за месяц или даже за два-три. Иногда Театр С. Афанасьева устраивает спектакли на других площадках, выезжает в область или к детям, страдающим серьезными заболеваниями.




Особенность театра - отсутствие занавеса. При этом сцена приподнята над уровнем пола незначительно. Все это создает предпосылки для очень близкого контакта между актерами и зрителями. В одном спектакле зрителей даже кормят только что сваренными пельменями. На сцене видны отметки для установки декораций. Так как занавеса нет, иногда смена декораций тоже превращается в часть спектакля.







Коридор, соединяющий входную зону театра со зрительным залом:




Стены коридора заняты разными афишами, по которым можно изучать историю театра.







Экскурсию по театру проводили заместитель директора Ольга Евгеньевна Лыткина и представитель управления культуры г. Новосибирска Анна Ивановна Каракулова.




Театра С. Афанасьева уже более 10 лет ждет новое здание. По словам заместителя директора О. Лыткиной С. Афанасьев уже давно перерос нынешнюю площадку, перепробовав все, что только было возможно. Теперь ему тесно в подвале на Вокзальной магистрали. Эта площадка хорошо подошла бы для экспериментов театральной молодежи, а С. Афанасьеву уже нужна более солидная сцена. И вот в этом вся проблема. Здание, строившееся на ул. Серебренниковской для нужд театра, на долгие годы превратилось в долгострой. Точнее одну половину здания достроили, и там разместился банк, а вот вторая, которая предназначалась С. Афанасьеву, не достроена до сих пор. При этом инвестор, возводивший здание, задолжал Сбербанку, и последний изъял строение и выставил его на продажу. Председатель банка В. Ворожейкин тогда высказался, что театра у них, наверное, не будет. В последнее время здание на ул. Серебренниковской начали неспешно достраивать.




Паспорт объекта, судя по всему подновленный, по-прежнему гласит, что здесь будет Новосибирский городской драматический театр под руководством С. Афанасьева. Насколько правдив плакат, покажет время. Стоит лишь отметить, что начало строительство датируется июнем 2001 года, то есть прошло уже 13 лет. А сдача объекта намечена аж на декабрь 2015 года. Честно говоря, невероятно большие сроки для такого маленького здания.




Совсем недавно в прессе мелькали сообщения, что Театр С. Афанасьева получит площадку в составе большого многофункционального комплекса на берегу Оби. Но там все еще более непонятно. Миру были пока явлены лишь эскизы, строительство не начато, все договоренности лишь на словах. Если и ждать нового театра, то скорее на ул. Серебренниковской, чем на городской набережной. Так и живет Новосибирский городской драматический театр под руководством С. Афанасьева - отличными спектаклями, талантливыми людьми, надеждой и верой в светлое будущее. Пусть у него все будет хорошо.

P.S. Признаюсь честно, я ни разу до этой экскурсии не был в Театре С. Афанасьева, хотя слышал о нем и знал, где он находится. После экскурсии возникло желание уже посетить театр в качестве зрителя, ведь главным являются именно спектакли, созданные театральной труппой, а не стены, хотя и те играют свою собственную роль.

Tags: интерьер, новосибирск, сибирь, театры, экскурсия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments